«Библиографическое информирование в библиотеках. Массовое библиографическое информирование Общие вопросы библиографического информирования

«Библиографическое информирование в библиотеках. Массовое библиографическое информирование Общие вопросы
библиографического информирования

СБО – это процесс обеспечения потребителей библиографической информацией.
Библиографическое обслуживание, исходя из современного понимания термина, возникло в библиотеках сравнительно недавно, если иметь в виду их многовековую историю. В настоящее время оно стало важнейшим участком работы библиотек. От состояния библиографического обслуживания зависят многие показатели работы библиотеки, в том числе эффективность использования ее фондов.

Одним из видов этого обслуживания является библиографическое информирование.

Библиографическое информирование подразумевает как систематическое, так и эпизодическое обеспечение библиографической информацией читателей и пользователей в соответствии с их постоянно действующими (долговременными запросами).

Цель этой работы – регулярное оповещение о выходе новых изданий, о полученных библиотекой новинках, а также об имеющейся в данной библиотеке литературе по тем темам и проблемам, которые интересуют читателей в течение длительного периода или постоянно.

Библиографическое информирование подразделяется на три разновидности: индивидуальное, групповое и массовое информирование.

Рассмотрим в первую очередь массовое библиографическое информирование .

В ГОСТе 7.0-99 «Информационно- библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения» ему дано такое определение: «Массовое информирование – это информирование широкого круга потребителей информации по социально-значимым темам».

Главная цель – содействие общему образованию и самообразованию пользователей, ведется по инициативе библиотеки самостоятельно или совместно с другими библиотеками и организациями – редакциями газет, журналов, радио, телевидения. Совместная работа заранее планируется. При массовом библиографическом информировании применяются различные формы информирования читателей о новой литературе, об интересных мероприятиях, подготавливаемых библиотекой. Такие формы должны быть, прежде всего, оперативными и доступными для всех читателей.

К формам массового информирования относят:

  • Картотеки новинок;
  • Списки (бюллетени) новых поступлений;
  • Выставки новых книг, периодических и других изданий;
  • Выставки-просмотры новой литературы и дни новой книги;
  • Устные библиографические обзоры новинок;
  • Плакаты и закладки, посвященные новым книгам;
  • Дни информации и другие формы.

В библиотеках организуются выставки и открытые просмотры новых поступлений, цель которых – ознакомить читателей с различными изданиями (книгами, журналами, электронными инф.изданиями), поступившими в библиотеку за определенный период времени. Необходимо также показывать на них издания, приобретенные ранее, но по каким-либо причинам не востребованные до сих пор читателями.

Выставки – просмотры являются постоянными, но состав представленных на них материалов должен время от времени обновляться. Продолжительность их устанавливается библиотекарем с учетом регулярности поступления новинок и их количества. Следует учитывать, что в течение этого времени издания с выставки не выдаются, читатель, просмотрев и отобрав нужную для себя литературу, может заполнить и оставить у библиотекаря заявку на книгу. По этим заявкам, в дальнейшем, библиотекарь устанавливает очередность выдачи книги на дом и сможет выявить эффективность выставки-просмотра.

Устные библиографические обзоры новинок применяются не только как самостоятельные формы ознакомления читателей с новыми поступлениями, но и как существенное дополнение к выставкам новинок. В обзоре дается подробная информация о наиболее интересных, по мнению библиотекаря, изданиях.

Для информирования читателей о новых или заслуживающих внимания книгах непосредственно в помещениях фонда рекомендуется использовать закладки и плакаты типа «Новая книга», «Об этой книге спорят», а также специальные полочные разделители.

День информации – это комплексная форма библиографического информирования, рассчитанная на разнородную по составу читательскую аудиторию. День информации может быть полностью посвящен новинкам, и в этом случае на нем экспонируются все полученные в течение определенного периода (1-2 месяца) издания по всем отраслям знания, в том числе информационные и библиографические, аудиовидеоматериалы, компакт-диски и прочие.

В программу Дня информации включается:

  1. выставка просмотр новых поступлений,
  2. устный библиографический обзор (по разделам или отдельным темам выставки),
  3. беседы и консультации о том, как следить за новыми изданиями, сбор заявок от читателей.

Дни информации могут быть тематическими. Например: «Зеленая аптека», «Терроризм, вчера, сегодня, завтра», «Что день грядущий нам готовит?». В ходе их проведения подбирается литература по теме, организуются выставки и открытые просмотры, проводятся тематические обзоры, приглашаются специалисты для консультаций, оформляются заказы на книги, журналы и др. издания. Дни информации проводятся регулярно, в определенное время, и посещать его могут все желающие. О месте и времени их проведения библиотека заранее извещает читателей и пользователей, а также заинтересованные организации и учреждения.

Библиотеки участвуют в правовом просвещении не только своих читателей, но и всего населения региона (района, города, села), распространяя информацию о документах органов местного самоуправления законодательного и нормативного характера. В этих целях библиотеки собирают нормативные акты, постановления и распоряжения органов местной власти, организуют и систематизируют специализированные фонды, отражают их в каталогах и картотеках и БД (базах данных). Например: «Местное самоуправление», «Социальная информация региона». Библиотеки систематически распространяют информацию о местных бюджетах, налогах и муниципальной собственности; о статистических данных по экономике, развитии материально-технических ресурсов региона; о социально- культурных и образовательных программах; об экологическом состоянии окружающей среды и мерах по ее защите и т.д.

Групповое библиографическое информирование – по ГОСТу это «информирование групп потребителей информации, объединенных по признаку сходства информационных потребностей».

Главное требование к групповому библиографическому информированию – строгая дифференциация (группировка читателей по определенным признакам – демографическим, социально-профессиональным, возрастным и т.д.). в библиотеках выделяются приоритетные группы: например предприниматели, специалисты центра занятости, соц. защиты, специалисты предприятий, организаций и учреждений не имеющих своих библиотек, специалисты занимающиеся переквалификацией, а также небольшие по численности группы читателей – любителей природы, автолюбителей и т.д.

Групповое библиографическое информирование может быть как постоянным, так и эпизодическим, а по содержанию – межотраслевым, тематическим, проблемно- тематическим. Оно осуществляется как в текущем, так и в ретроспективном режиме.

Выявление и изучение информационных потребностей конкретных групп специалистов должно проводиться систематически, для чего применяется их анкетирование и собираются заявки, устанавливается порядок обеспечения заинтересованных лиц информацией (периодичность, дни недели, время, обратная связь и т.д.). например для учителей – предметников.

Формы группового библиографического информирования могут быть разнообразными.

  • Отраслевые и тематические списки нови нок. Некоторые библиотеки могут на договорной основе подготовить отраслевые и тематические списки новинок, указатели новой литературы. Списки новинок по профилю предприятий и организаций рассылаются для информирования их сотрудников.
  • Тематические и комплексные выставки- просмотры (в помещении библиотеки и выездные). Тематические как правило ретроспективные, выездные могут организовываться по договоренности с руководителями предприятия или организации, заинтересованных в использовании информации. Заранее оговариваются сроки проведения, часы работы, место проведения и лица, ответственные за выставку. На таких выставках можно представить различные виды документов: книги, журналы, аудио и видео материалы, СД-ром, ксерокопии и неопубликованные материалы. Выставки – просмотры для конкретных групп читателей могут проводиться по актуальным вопросам политики, права, экономики, культуры, искусства в помощь профессиональной деятельности.
  • Информационные стенды типа «Библиотека информирует»
  • Тематические устные библиографические обзоры проводятся по темам представляющим интерес для конкретных групп потребителей информации во время выставок просмотров, а печатный текст затем можно распространять по запросам за умеренную плату.
  • Тематические папки-досье включают в себя как первичную информацию (копии статей) так и библиографическую информацию (списки новых книг и публикаций в периодических изданиях). Они должны регулярно пополняться новыми материалами и выдаются на определенный срок потребителям для ознакомления.
  • Дни специалиста проводятся по заранее разработанному плану. Его продолжительность может составлять от 1 до 3 дней, а специфика влияет на характер подготовки и проведения данного мероприятия. Главное здесь – это ознакомление определенной группы специалистов с современными информационными и библиотечно-библиографическими ресурсами, которые могут использоваться для выявления нужной литературы. Программа Дня специалиста (например, Дня учителя) предусматривает:
  1. краткое вступительное слово ответственного за его проведение
  2. лекцию ведущего специалиста (преподавателя вуза соответствующего профиля)
  3. обзоры специальной литературы
  4. обмен опытом по внедрению новейших достижений, например мультимедиа-технологий в образовательном процессе
  5. выставку – просмотр, на которой обязательно должны быть представлены текущие и ретроспективные информационные и библиографические издания, библиографические публикации в книгах и журналах и т. д.
  • Ярмарки информационных услуг, например, для безработных, пенсионеров, ветеранов, инвалидов, молодежи можно предоставить консультационную помощь при поиске работы путем предоставления им электронных баз данных «Биржа труда», сведений о курсах переквалификаций, дать консультацию или выполнить справку по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты или дать адреса организаций. Необходимо поддерживать сотрудничество с «Консультант плюс».

Использование тех или иных форм зависит от специфики и возможностей библиотеки. Нужно уметь взаимодействовать, работать в тесном сотрудничестве с другими организациями, например со школами. Знакомиться с учителями, учебными программами, учебниками, запросами преподавателей и учащихся. Учитывая все для текущего комплектования, создания баз для библиографического информирования. Для учеников затем можно подготовить экспресс-информации, бюллетени новых поступлений, библиографические списки и указатели (в помощь образовательным программам)

Индивидуальное информирование по ГОСТу – «информирование индивида в соответствии с его потребностями»

В настоящее время приоритетным является библиографическое информирование руководителей органов местного самоуправления, предприятий и организаций, муниципальных служащих, специалистов сферы культуры и искусства, здравоохранения и образования, предпринимателей. Систематическое обеспечение их информацией осуществляется в строгом соответствии с постоянно действующими запросами – как правило, по узким, частным темам и проблемам. Во многих случаях подобные запросы вызваны конкретными служебными ситуациями и связаны с использованием краеведческой информации.

Основные формы ИБИ

  • устные сообщения (лично или по телефону),
  • подготовка подборок или досье (для просмотра и отбора необходимых материалов во время посещения библиотеки),
  • передача информации по факсу (электронной почте)

работа по ведению ИБИ трудоемкая, сложная, поэтому число абонентов может быть малым. И выявляются абоненты не при записи, а в течение определенного периода времени, работниками отдела обслуживания в ходе индивидуальных бесед, наблюдений или анкетирования. Анализируя полученные сведения, составляют картотеки ИБИ и постоянно действующих запросов в алфавитном порядке тем, и согласовываются сроки доведения информации до каждого абонента, а в те дни, когда ему передается информация, в картотеке делается об этом специальная запись. Устное оповещение хорошо тем, что можно установить непосредственный контакт с потребителем информации, и сделать выводы о полезности подобранного материала. Можно рассылать информацию на специальных бланках, информационных листках или карточках. На них находятся библиографическое описание, справочная аннотация и т.д. Карточки, накапливаясь, образуют личную тематическую картотеку для пользователя ИБИ.

Информирование отличается от справки тем, что ведется систематически в соответствии с долговременно действующими запросами.
Анкета абонента индивидуального библиографического информирования:
1. Ф.И.О.
2. Год рождения
3. Образование
4. Профессия
5. Специальность
6. Место работы, должность
7. Адрес, телефон (домашний, рабочий)
8. Название темы (тем), по которым требуется информирование
9. Цель информирования (работа, учеба, интерес)
10.Источники информации, просматриваемые самостоятельно
11.Виды материалов, включаемых в информацию (книги, отдельные статьи и др.)
12.Периодичность информации (ежеквартально, ежемесячно, по мере поступления документов).

Все вышеуказанное относится и к абонентам коллективного информирования.
Обратите особое внимание на заполнение карточек в «Картотеке индивидуального и коллективного информирования».
Образец. Лицевая сторона

Оборотная сторона
18.02.2009 - информационный список «Новые поступления в библиотеку» 2009 г. № 2
12.06.2009 - информационный список по периодике «Законы для человека» - 8 статей, взято 4
29.06.2009 - обзор «Законы, которые нас защищают», состоящий из 9 документов, взято 5 документов
Количество информации - сколько раз был проинформирован абонент. Форма информирования может быть различной - извещение, информационный список, бюллетень новых поступлений в … библиотеку, открытые просмотры, книжные выставки, обзор, устное сообщение и т.д.
Просмотрено - сколько книг (статей) включено в информацию.
Взято - сколько книг (статей из журнала или газет) взял читатель. Эта цифра должна подтверждаться записями в читательском формуляре.

Как правильно учитывать вашу работу по информированию?
Бюллетень новых поступлений - в него включено 50 названий, из них 10 книг - в разделе «Государство и право», но только 3 из них соответствуют теме информирования «Законодательство по социальной защите». Абонент ознакомился с «Бюллетенем» и попросил новый учебник по правоведению. Запись в карточке должна быть такой: кол-во информации – 1; просмотрено – 3; взято – 1.
Хотя книга выбрана с помощью «Бюллетеня», но теме информирования она не соответствует.
Информационный список - за единицу информации берется не № журнала или газеты, а статья или заголовок. Например: в список включено 2 книги, 5 статей из 1-го журнала, 2 статьи из 2-х газет - 9 названий. Абонент взял 1 журнал, 1 книгу, 1 газету из представленных в списке. В этом случае запись на лицевой стороне карточки будет такой: кол-во информации – 1; просмотрено – 9; взято – 7.
На оборотной стороне карточки необходимо записать дату информирования и название (или №) информационного списка. Все сведения об источниках информирования абонентов должны быть отражены на оборотной стороне карточки и более подробно (с подробным списком литературы) в какой-нибудь отдельной тетради или папке, чтобы можно было легко проверить.

К наиболее эффективным формам ИБИ относятся ИРИ и ДОР. Но не все библиотеки способны обеспечить работу на должном уровне, т. к. главные требования являются: осуществление инф. в автоматизированном режиме, максимальная полнота доводимой до абонента информации, краткое раскрытие содержания материал, наличие постоянно действующей обратной связи с абонентом.

Дифференцированное информационное руководителей – различных уровней специально подготовленной информацией, в частности, электронно-библиографической, предназначенной для решении задач социального управления

Избирательное распространение информации – систематическое обеспечение информацией о текущих поступлениях документов в соответствии с постоянно действующими запросами при обязательной обратной связи с последующей выдачей по требованию потребителя документов и копий и фактографической информации.

Как и другие виды деятельности библиотек работа по БИ планируется в годовом и текущих планах библиографической службы, учитывается и анализируется. Для улучшения работы рекомендуется иметь в библиотеке справочный аппарат, в который могут входить картотека абонентов и сводная картотека или служебная база данных (орган. и ведение библиографом).

Картотека абонентов состоит из разделов:

  • в алфавите фамилий – абоненты ИБИ
  • абоненты группового БИ (в алфавите названий предприятий и организаций, а внутри – по алфавиту фамилий абонентов)
  • темы ИБИ (по алфавиту)
  • темы группового БИ (по алфавиту)

сводная картотека отражает данные об абонентах и темах постоянных запросов, в соответствии с которыми производится БИ всех абонентов. Она позволяет библиогр. службе контролировать и координировать работу с другими организациями и учреждениями, вести её более эффективно.

Разделы:

  • абоненты (с выделением абонентов индивидуального, группового и коллективного информирования)
  • темы (по алфавиту тем постоянных запросов)

Учет работы ведется в спец. тетради или журнале по принятой в конкр. библиотеке форме.

Единица учета постоянно действующих запросов – сам запрос, тема.

Ед. уч. сигнальных оповещений, направленных абонентам – оповещ. об 1 источнике информации.

Ед. уч. по массовому БИ – мероприятие – выставка, обзор, ДИ, ДС. Учет проводится по количеству мероприятий, зарегистрированных в дневнике работы библиотеки. Там же отмечаются кол. выданных документов, число участников. Мероприятие, предусматривающее одновременное использование нескольких форм информирования учитывают как 1. Вся проделанная работа должна анализироваться.

Литература.

  1. Зиновьева, Н. Б. Основы современной библиографии: учеб. пособие / Н. Б. Зиновьева. – М. : Либерея-Бибинформ, 2007. – 104 с.
  2. Коготков, Д. Я. Библиографическая деятельность библиотеки: организация, управление, технология: учебник / Д. Я. Коготков. – СПб. : Профессия, 2003. – 304 с.
  3. Моргенштерн, И. Г. Общее библиографоведение: учеб. пособие / И. Г. Моргенштерн. – СПб. : Профессия, 2005. – 208 с.
  4. Справочник библиографа / Науч. ред. А. Н. Ванеев, В. А. Миникина. – СПб. : Профессия, 2005. – 529 с.
- 204.50 Кб

Министерство культуры Российской Федерации

Кемеровское областное училище культуры

Предметно-методическая комиссия библиотечных дисциплин

Библиографическое информирование: организация и методика.

Курсовая работа.

Научный руководитель

Дранезо Е.Г.

Выполнила:

Студентка з/о 4 курс, гр. «А»

Воропаева С.Н.

Кемерово

ВВЕДЕНИЕ

Постепенный переход к информационному обществу выдвигает на первый план проблемы обучения каждого члена общества основным принципам работы с информацией, и доведение ее до людей в наиболее полной и достоверной форме. Все ускоряющийся процесс создания новой информации в различных ее формах делает все более сложным быстрое продвижение ее до непосредственных потребителей. Актуальность проблемы библиографического информирования напрямую связана с возрастающим объемом печатной продукции, все сложнее становится отслеживать появляющиеся новинки и своевременно доводить информацию о них до непосредственных потребителей.

Библиографическая деятельность, взятая в целом, организационно раздроблена, органически включена в разные сферы общественной деятельности, обеспечивающие функционирование системы документальных коммуникаций,- в библиотечное, редакционно-издательское, архивное дело, в книжную торговлю, в деятельность книжных палат, в научно-информационную деятельность. В рамках этих видов деятельности, в специфических для каждого из них формах, главным образом и осуществляется практическая библиографическая деятельность. Использование библиографического информирования в книготорговом деле, позволяет отслеживать интересы покупателей и ассортимент предлагаемой книжной продукции 1 .

Несмотря на актуальность темы, она, на мой взгляд, недостаточно освещена в специальной литературе. Основные положения библиографической деятельности в своих работах «Методика подготовки к печати библиографических материалов» и «Система текущей библиографической информации и вопросы координации» сформулировала Татьяна Исааковна Шейнина 2 .

Целью данной работы является не всеобъемлющий анализ проблемы, а рассмотрение лишь одного из процессов библиографической деятельности – библиографического информирования.

Основными источниками при написании курсовой работы послужили работы Коршунова О. П. «Библиография: теория, методология, методика» и «Библиографоведение: общий курс»; учебник Коготкова Д. Я. «Библиографическая деятельность библиотеки: организация, управление, технология»; «Справочник библиографа» под научной редакцией А. Н. Ванеева и В. А. Минкиной и ряд других работ.

Для достижения поставленной цели было необходимо решить следующие задачи:

  • изучить специальную литературу по данному вопросу;
  • обобщить взгляды на понятие «библиографическое информирование»
  • рассмотреть основные способы организации работы по библиографическому информированию;
  • проанализировать методики распространения библиографической информации;
  • сделать выводы и предложить свои рекомендации.

Глава 1. Процессы библиографической деятельности

1.1 Процессы библиографической деятельности

Практической библиографической деятельности свойственны два основных, частично совмещающихся процесса: библиографирование документов и библиографическое обслуживание потребителей информации.

Библиографирование представляет собой процесс производства (подготовки) документально фиксированной библиографической информации в форме библиографических пособий. Процесс библиографирования включает:

  1. преобразование (отражение) первичного документального массива или потока посредством его библиографической обработки в исходную библиографическую информацию поискового или коммуникативного назначения;
  2. целенаправленную переработку исходной библиографической информации, ее оценку в соответствии с конкретными потребностями или запросами.

Второй момент или этап библиографирования одновременно свойствен и библиографическому обслуживанию, он как бы совмещает два основных процесса библиографической деятельности, обнаруживая их органическую взаимосвязь. Специфическим процессом библиографического обслуживания является непосредственное доведение библиографической информации до потребителей.

Охарактеризованная процессная структура библиографической де ятельности графически представлена на рис. 1.

В целом можно сказать, что процесс библиографирования предшествует и сопутствует процессу библиографического обслуживания, образуя необходимую библиографическую основу последнего.

Исходной основой процессов библиографирования, библиографического обслуживания и самообслуживания является библиографический поиск. Он тесно связан с поисковой функцией библиографической информации и выражает, по существу, технологический аспект ее практической реализации.

Процесс библиографирования зависит, с одной стороны, от объема, формы и содержания его непосредственных документальных объектов, с другой - от конкретных целевых и читательских установок создаваемой библиографической информации.

Библиографическое обслуживание осуществляется в двух основных «режимах»: справочно-библиографическом и библиографического информирования.

Справочно-библиографическое обслуживание (СБО) состоит в приеме запроса потребителя на информацию и выдаче ему ответа на запрос. Наличие разового запроса и ответа (работа в режиме «запрос - ответ») - характерная и обязательная черта СБО. Таким образом, в наиболее общей форме сущность СБО в библиотеке заключена в отношении «запрос потребителя - ответ библиографа», в котором первый элемент является исходным пунктом, второй - конечным результатом процесса.

Второй «режим» библиографического обслуживания заключается в регулярном доведении до потребителей библиографической информации без запросов или же на основе долгосрочных запросов. Учитывая это, основными формами библиографического информирования являются бюллетени новых поступлений в библиотеку, обзоры литературы, организуемые библиотеками «Дни специалиста», «Дни информации» или другие аналогичные мероприятия 3 .

1.2 Общие вопросы библиографического обслуживания

Библиографическое обслуживание, исходя из современного понимания термина, возникло в библиотеках недавно, если иметь в виду их многовековую историю. В настоящее время оно стало важнейшим участком работы библиотек различных типов.

Автоматизация библиографических процессов, создающая возможности прямого доступа к информационным ресурсам других библиотек (включая и зарубежные), повышает роль этого направления в деятельности библиотек по более полному удовлетворению информационных потребностей читателей. Одновременно возрастают требования к профессиональной подготовке кадров, занимающихся библиографическим обслуживанием 4 .

В специальной литературе, наряду с термином «библиографическое обслуживание», встречается термин «информационное обслуживание», являющийся более широким (родовым) понятием по отношению к термину «библиографическое обслуживание». В настоящее время оба эти термина закреплены в межгосударственном терминологическом стандарте 7.0-99. Под информационным обслуживанием понимается «обеспечение пользователей необходимой информацией, осуществляемое информационными органами и службами путем предоставления информационных услуг». Библиографическая информация является одной из разновидностей информации, обеспечение которой потребителей определено в том же стандарте как библиографическое обслуживание.

Из определения термина «информационное обслуживание» следует, что к числу информационных органов и служб относятся и библиотеки, располагающие огромными документными ресурсами, предназначенными для удовлетворения информационных потребностей всех групп читателей. Кроме этих терминов в печати иногда употребляются термины «информационное обеспечение», «библиографическое обеспечение», которые не являются синонимами упомянутых выше терминов. В том же межгосударственном стандарте этим терминам дается следующее определение:

  • «информационное обеспечение: Совокупность информационных ресурсов и услуг, предоставляемых для решения управленческих и научно-технических задач в соответствии с этапами их выполнения»;
  • «информационно-библиографическ ое обеспечение: Совокупность информационно-библиографически х ресурсов и услуг для удовлетворения долговременных потребностей в информации».

Следовательно, информационно- библиографическое обеспечение также является разновидностью обеспечения информационного. При этом кроме самого процесса доведения библиографической информации (предоставления услуг), непременной составляющей является наличие соответствующих ресурсов, их совокупность, необходимая для удовлетворения долговременных информационных потребностей. Такие долговременные информационные потребности присущи, например, коллективу научных исследователей (лаборатории, отдела), работающему над конкретными научными темами.

Так, для универсальных библиотек к числу главных факторов, определяющих характер осуществляемого ими библиографического обслуживания, относятся, прежде всего, культурно-экономический профиль региона, наличие на обслуживаемой территории библиотек других систем и ведомств, а также органов НТИ, контингент читателей. Для специальных библиотек предприятий, акционерных обществ, организаций существенное значение имеет профиль этих предприятий и организаций, наличие (или отсутствие) в их структуре информационного органа. Поэтому даже в пределах одного типа библиотек (например, государственных ЦБС) характер библиографических услуг, содержание библиографического обслуживания будут различны. Одним из видов этого обслуживания является библиографическое информирование, определяемое в упомянутом ранее межгосударственном стандарте как «систематическое обеспечение библиографической информацией абонента в соответствии с его долговременно действующим запросом». В свою очередь оно подразделяется на три разновидности: индивидуальное, групповое и массовое информирование.

Первые две из названных относятся к дифференцированному библиографическому информированию, а последнее - к недифференцированному (массовому). Иначе говоря, дифференцированное информирование осуществляется с учетом информационных потребностей индивида или группы потребителей со сходными (близкими) информационными потребностями, а недифференцированное (массовое) - без учета этих потребностей широкого круга потребителей, как определено в стандарте - по социально значимым темам 5 .

Следует подчеркнуть, что необходимым условием повышения качества и эффективности всех форм библиографического обслуживания является постоянная обратная связь с потребителями информации.

Глава 2 Библиографическое информирование

2.1 Библиографическое информирование

2.1.1 Общие вопросы библиографического информирования

Библиографическое информирование в условиях библиотеки означает регулярное доведение до потребителей библиографической информации без запросов или в соответствии с долговременно действующими запросами.

В настоящее время большое внимание уделяется дифференцированному библиографическому информированию. Задача его заключается в том, чтобы регулярно обеспечивать руководящий состав, специалистов, работающих в научных учреждениях, проектно-конструкторских организациях, на промышленных и сельскохозяйственных предприятиях, в учебных заведениях, финансовых и коммерческих структурах, сведениями о новых документальных источниках информации, необходимых для их профессиональной деятельности. Следить за появлением этих источников самим специалистам с каждым годом становится все труднее. Самостоятельный поиск нужной информации требует больших затрат времени (составляет иногда 30-40% общего рабочего времени специалиста).

Многие потребители научной и технической информации с трудом меняют привычные способы получения информации, которые обычно складывались в годы формирования их как специалистов. Поэтому библиотека, предлагая услуги, должна обеспечить их качество с тем, чтобы завоевать доверие к новым формам обслуживания.

Дифференцированное библиографическое информирование отличается вместе с тем большой трудоемкостью (особенно индивидуальное), что не позволяет распространить данный вид обслуживания на всех потребителей информации. Это относится не только к крупным универсальным научным библиотекам, но и к библиотекам других типов. Поэтому оно применяется в основном как форма приоритетного обслуживания отдельных категорий абонентов. Предпочтение, оказываемое определенным группам читателей, вызвано, прежде всего, ограниченными возможностями библиотеки любого типа. В силу этого возникает необходимость, в зависимости от конкретных условий, выделить круг абонентов, пользующихся услугами библиотеки на приоритетных началах. Состав и количество таких абонентов определяется исходя, прежде всего, из ведомственной принадлежности библиотеки и возложенных на нее задач, а также из штата сотрудников и информационных ресурсов.

Краткое описание

Целью данной работы является не всеобъемлющий анализ проблемы, а рассмотрение лишь одного из процессов библиографической деятельности – библиографического информирования.
Основными источниками при написании курсовой работы послужили работы Коршунова О. П. «Библиография: теория, методология, методика» и «Библиографоведение: общий курс»; учебник Коготкова Д. Я. «Библиографическая деятельность библиотеки: организация, управление, технология»; «Справочник библиографа» под научной редакцией А. Н. Ванеева и В. А. Минкиной и ряд других работ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Процессы библиографической деятельности 5
1.1 Процессы библиографической деятельности 5
1.2 Общие вопросы библиографического обслуживания 7
Глава 2 Библиографическое информирование 10
2.1 Библиографическое информирование 10
2.1.1 Общие вопросы библиографического информирования 10
2.1.2 Технология дифференцированного библиографического информирования 13
2.2 Избирательное распространение информации (ИРИ) 17
2.2.1 Общие вопросы системы ИРИ 17
2.2.2 Требования к системе ИРИ 18
2.2.3 Функционирование системы ИРИ 21
2.2.3 Обратная связь и эффективность библиографического информирования в системе ИРИ 23
2.3 Массовое библиографическое информирование 25
2.2.1 Списки новых поступлении в библиотеку как форма массового информирования 25
2.3.2 Другие комплексные формы информирования 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34

2 года ago Enottt Комментарии к записи Понятие «информационно-библиографическая деятельность» отключены

Просмотры: 2 395

Информационно-библиографическая работа является основой деятельности любой библиотеки независимо от ее статуса.

Сегодня информационно-библиографическая работа строится в большей степени на формировании умений, связанных с поиском информации, работе с новыми компьютерными технологиями, а так же на освоении навыков анализа и синтеза полученной информации.

В ГОСТе 7.0-99 «Информационно-библиотечная деятельность, библиография» библиографическая деятельность определена как область деятельности по удовлетворению потребностей в библиографической информации, то есть в неё включается лишь практическая сфера, за пределами остаются научно-исследовательский, учебно-педагогический компоненты.

Более правильным представляется интеграционный подход к библиографической деятельности в таком широком ее понимании, когда познавательная сфера включается в нее наряду с практической. Библиографическая деятельность при данном подходе понимается более широко — как область деятельности, направленная на упорядочение функционирующей в обществе информации специфическими средствами и изучение этого процесса. При этом имеется в виду создание специальных средств работы с информацией, а также процессы научного поиска и обучения кадров. Смысл данного тезиса может быть раскрыт в достаточной степени полно лишь в результате подробного анализа основных элементов библиографической системы и их взаимосвязей, то есть в результате выявления ее структуры.

Процесс библиографического обслуживания представляет собой непосредственное доведение библиографической информации до потребителей.

Исходной основой процессов библиографирования и библиографического обслуживания является библиографический поиск .

Библиографический поиск является частью широкого понятия «поиск», обозначающего процесс нахождения и идентификации какой-либо вещи, факта, свойства в массе других.

Главная отличительная особенность библиографического поиска в том, что ищутся и доводятся до потребителей не сами документы, а лишь сведения о них, т.е. библиографическая информация.

Частными случаями библиографического поиска являются библиографическое «разыскание» и библиографическое «выявление».

Библиографическое «разыскание» относится к сфере библиографического обслуживания и обозначает установление и (или) уточнение элементов библиографического описания, отсутствующих или искаженных в запросе потребителя.

Библиографическое «выявление» обозначает процесс исчерпывающего подбора документов как объектов библиографирования в целях их последующей библиографической обработки.

Библиографическое обслуживание осуществляется в двух основных «режимах»: справочно-библиографическом ; библиографического информирования .

Справочно-библиографическое обслуживание (СБО) состоит в приеме запроса потребителя на информацию и выдаче ему ответа на запрос. Наличие разового запроса и ответа (работа в режиме «запрос – ответ») - характерная и обязательная черта СБО. Таким образом, в наиболее общей форме сущность СБО в библиотеке заключена в отношении «запрос потребителя – ответ библиографа», в котором первый элемент является исходным пунктом, второй – конечным результатом процесса.

Разовый запрос – это единовременное требование на информацию, поступившее в устной или письменной форме.

Ответ на запрос также может быть выдан в устной или письменной форме – в виде справки, отказа или методиче­ской консультации.

Справка – это ответ на разовый запрос, содержащий информацию, релевантную запросу.

Отказ – это ответ на разовый запрос, содержащий мо­тивировку невозможности выдать потребителю информацию, релевантную запросу. Различаются два вида отказов! отказ на этапе приема запроса (когда библиотека по тем или иным причинам отказывается принять данный запрос) и отказ, последовавший в результате неудавшегося поиска ответа.

Методическая консультация – это ответ на разовый запрос, содержащий советы и указывающий пути получения необходимой информации (отсылка к источникам поиска, рекомендация обратиться в другую библиотеку и т. п.).

Основными положительными формами ответа на за­прос в ходе СБО являются справки и методические консультации. И те, и другие, в зависимости от характера содержащейся в них информации, подразделяются на библиографи­ческие и фактографические.

Библиографические справки бывают трех основных ви­дов: тематические, адресные, уточняющие библиографиче­ские данные. Каждая такая справка содержит библиографи­ческую информацию, обнаруженную в результате библио­графического поиска соответствующего вида (тематического, адресного или уточняющего).

Тематическая библиографическая справка включает перечень документов, содержательно релевантных тематическому запросу.

Адресная библиографическая справка – это установленные по библиографическим источникам (указателям, каталогам, картотекам и т. п.) данные о наличии и (или) точной адресе хранения (шифре) запрашиваемого потребителем документа в определенном фонде (библиотеке, архиве, органе НТИ, книжном магазине), т. е. библиографическая информа­ция, формально релевантная запросу. Справки такого рода иногда неточно называются «библиотечными».

Справка, уточняющая библиографические данные, свя­зана с нахождением и (или) уточнением элементов библиографического описания документа, которые отсутствуют или искажены в запросе потребителя. Именно здесь мы имеем дело с «библиографическим разысканием» как частным слу­чаем библиографического поиска.

Фактографическая справка – это сведения по существу вопроса (факты, цифровые данные, даты и т. п.).

Библиографическая консультация содержит советы по использованию конкретных документальных источников ин­формации (библиографических пособии, справочников, учебников и т. п.).

Фактографическая консультация включает указание на конкретного человека, который может помочь в выполнении запроса, адрес другой библиотеки или учреждения и т. п.

Библиографическое информирование а условиях библиотеки означает регулярное доведение до потребителей библиографической информации без запросов или в соответствии с долговременно действующими запросами. Основными формами библиографического информирования без за­просов являются бюллетени новых поступлений в библиоте­ку, обзоры литературы, проводимые в библиотеке и вне ее (передаваемые по радио и телевидению, публикуемые на страницах периодической печати), а также организуемые библиотекой «Дни информации», «Дни специалиста», «Дни библиографии» и другие аналогичные мероприятия.

Важной формой 6иблиографического информирования в соответствии с долговременно действующими запросами является доведение библиографической информации до по­требителей в режиме ее избирательного распространения – системе ИРИ. которая иногда называется дифференцирован­ным распределением информации (ДРИ).

Характерные черты этой фор­мы индивидуального библиографического обслуживания в условиях библиотеки сводятся к следующему:

– в качестве абонентов системы ИРИ выступают ве­дущие ученые и специалисты или небольшие коллективы, наиболее остро нуждающиеся в строго профилированной библиографической информации;

– информационные потребности абонентов формули­руются в виде перечня тем (постоянных запросов), в соответ­ствии с которыми осуществляется распространение библио­графической информации;

– библиографическая информация доводится до по­требителей оперативно и регулярно, в строго установленные промежутки времени. При этом система должна обеспечивать высокие показатели точности и особенно полноты поиска и выдачи библиографической информации;

– для обработки и доведения библиографической ин­формации по системе ИРИ широко используются современ­ные технические средства автоматизации библиографических процессов;

– обязательным условием успешного функционирова­ния системы ИРИ является постоянная обратная связь с або­нентом системы, позволяющая своевременно корректировать тематику запросов и повышать релевантность предоставляе­мой библиографической информации. Обычно в этих целях используются специальные талоны обратной связи,в которых предусматривается оценка потребителями поступающей к ним информации;

– система ИРИ должна обеспечивать абонентов не только библиографической информацией, но и первичными документами (или их копиями), запросы на которые посту­пают в ходе обратной связи с абонентами системы.

Следует подчеркнуть, что постоянная обратная связь с потребителями информации - необходимая предпосылка совершенствовании качества иповышения эффективности всех форм библиографического обслуживания.

Средства библиографической деятельности

К средствам, которые для достижения своих целей использует библиограф в процессах библиографической дея­тельности, относятся: методы деятельности; каналы производства и доведения библиографической информации до потребителей, технические средства .

Методы библиографической деятельности . В раз­личных процессах библиографической деятельности исполь­зуются разные методы. В библиографоведении по давней традиции особенно много внимания уделяется методам биб­лиографирования документов. Эти методы, благодаря час­тичному совмещению двух основных процессов библиогра­фической деятельности, в значительной мере свойственны и библиографическому обслуживанию.

Методы библиографирования . Отдельные методы библиографирования по характеру и целям (и по их соответ­ствию основным этапам процесса библиографирования) можно объединить в две группы: аналитические (анализи­рующие) и синтетические (синтезирующие) .

К аналитическим методам библиографирования отно­сятся:

  1. общий библиографический анализ документа, осу­ществляемый в целях выяснения его основной тематики, формальных и содержательных особенностей, достоинств и недостатков, целевого и читательского назначения;
  2. биб­лиографическое описание документа;
  3. аннотирование или реферирование;
  4. индексирование и предметизация, т. е. выражение содержания документа с помощью предметных руб­рик или условных знаков какой-то классификации.

Результат последних трех операций в совокупности объединяется в библиографическую запись, составление которой образует переход от анализирующих к синтезирующим методам библиографирования и может поэтому с равным основанием рассматриваться в составе как первых, так и вторых.

К синтетическим методам библиографирования относятся:

  1. выявление документов как объектов библиографиро­вания в целях их последующей библиографической обработ­ки, представляющее собой начальный синтез, фактически предшествующий этапу библиографического анализа;
  2. от­бор документов по заранее заданным критериям;
  3. группировка записей в библиографическом пособии.

Условность выделения аналитических и синтетических методов библиографирования состоит в том, что в действи­тельности процессы библиографического анализа и синтеза диалектически взаимосвязаны и взаимно обусловлены, они переходят друг в друга и в реальном процессе библиографи­рования осуществляются в значительной мере одновременно.

Методы библиографического обслуживания : метод идентификации документов (как способ реализации подытоживающей функции); метод оповещения о документах (как способ реализации коммуникативной функции); Метод рекомендации документов (как способ реализации оценочной функции библиографической информации).

Кроме того, в библиографическом обслуживании используются более частные, конкретные методы (правила) ра­боты, например, методы приема запросов и выдачи ответов, методы оперативного библиографического поиска ответов на различные виды запросов в ходе справочно-библиографического обслуживания и т. п.

К средствам также относятся каналы производства и доведения библиографической информа­ ции . Они достаточно многочисленны: это печатные и электронные библиографические издания, прикнижные и пристатейные списки, средства массовой информации, книгоиздательские материалы, межличностные каналы информации, компьютерные технологии. Все они специфичны, обладают определенными достоинствами и недостатками, что позволяет им в рамках единой системы допол­нять друг друга, взаимно компенсировать слабые стороны друг друга.

Вконтакте

Библиографическое обслуживание в качестве своего предмета имеет систему «библиографическая информация - потребитель», цели – создание таких условий деятельности, которые наилучшим образом могли бы способствовать доведению библиографической информации до читателя. Его результатом выступает объем «мероприятий», осуществленных в целях распространения сведений о документах: число выполненных библиографических справок, списков литературы, проведенных Дней информации, Дней библиографии, Дней специалистов, организованных выставок-просмотров, обзоров литературы и т.д. Все эти результаты реально обозримы, доступны для учета, и по ним главным образом судят о масштабах и качестве библиографической работы. В совокупности они обеспечивают достижение общей задачи данного процесса – удовлетворение потребностей в библиографической информации.

Обслуживание – это та деятельность, по результатам которой пользователи судят о необходимости, полезности для них библиотеки. От удовлетворённости обслуживанием зависят дальнейшие отношения между информационной службой (библиотекой) и представителями различных целевых групп: станет ли посетитель постоянным читателем данной библиотеки или отдаст предпочтение альтернативным источникам удовлетворения информационных потребностей.

В качестве общей конечной цели библиотечно-информационного обслуживания выступает содействие удовлетворению информационных потребностей членов общества. В связи с этим изучение особенностей информационных потребностей рассматривается как основа формирования системы библиотечно-информационного обслуживания. Данные об информационных потребностях в той или иной форме используются при комплектовании и организации хранения информационных фондов, в процессе информационного, библиотечно-библиографического обслуживания потребителей информации и на других важных этапах деятельности информационно-библиотечных систем.

В процессе организации обслуживания можно выделить несколько последовательно реализуемых этапов:

Изучение пользователей;

Выбор режима и формы обслуживания;

Анализ информационных ресурсов, которые могут быть использованы при обслуживании;

Анализ эффективности инструментов навигации в информационных ресурсах;

Подготовка (или приобретение) информационной продукции;

Изучение эффективности обслуживания.

Потребители библиографической информации

Организовать должным образом библиографическое обслуживание нельзя без хорошего знания основных групп читателей, пользующихся услугами библиотеки. Поэтому возникает необходимость классификации читателей как реальных и потенциальных потребителей библиографической информации. С библиографической точки зрения наибольший интерес представляет дифференциация, в основу которой положены сферы профессиональной деятельности читателей, их должностной статус. Дифференциация потребителей необходима для четкого определения читательского назначения документов и средств информационного обслуживания. Основными группами потребителей, например, в сфере социальных наук являются: преподаватели, аспиранты, студенты высших и средних учебных заведений. Дальнейшая дифференциация может осуществляться по различным признакам: отрасли, специальности, образования, профиля учреждения.

В отраслевой библиографии выделяются две группы информационных потребностей:

Профессиональные

Непрофессиональные

Возникновение профессиональных библиографических потребностей в области общественных наук обусловлено необходимостью приобретения новых знаний, без которых невозможно решение научных и практических задач. Все библиографические потребности имеют сложную структуру: содержательную, функциональную, видовую, деятельностную. Профессиональные библиографические потребности, например, в сфере образования, дифференцируются на три группы:

Библиографические потребности исследователей (ученых);

Библиографические потребности педагогов (в вузах их деятельность сочетается с научной);

Библиографические потребности специалистов-практиков.

Профессиональные библиографические потребности в области социальных наук удовлетворяют с помощью традиционных источников информации – текущих и ретроспективных научно-вспомогательных библиографических пособий, а также с помощью библиографических баз данных, а также посредством первоисточников.

Непрофессиональные библиографические потребности – это информационные потребности, которые вырастают на основе повседневных интересов читателей. Самым распространенным источником информации для широкого круга граждан, интересующихся социальными вопросами, являются периодические издания: журналы и газеты. Что касается источников библиографической информации, то различные группы потребителей информации по социальным наукам могут обращаться к ним в соответствии с образовательным и культурным уровнем.

Информационные потребности проявляются в информационных запросах, означающих осознание специалистом необходимости приобретення знаний по тому или иному вопросу. Однако запросы не отражают полностью содержание информационных потребностей, и это нужно иметь в виду в процессе библиографической деятельности, которая должна не только основываться на знании запросов, но и учитывать истинные информационные потребности во всем объеме.

Субъектом информационной потребности является потребитель информации, в качестве которого может выступать не только отдельный индивидуум, но и целый коллектив.

Установить категории специалистов по единой стандартной схеме, пригодной для всех отраслей науки н техники, сложно. В этих целях используют главным образом многоаспектные классификации, включающие ряд признаков. Совокупность этих признаков учитывает не только факторы, формирующие информационные потребности, но и конкретные цели их изучения. Такой подход принято считать наиболее объективным и обоснованным.

Не менее важным признаком классификации потребителей является сфера профессиональной деятельности. В соответствии с этим можно выделить следующие группы потребителей: исследователи, руководящие работники административно-управленческого аппарата (организаторы науки), научно-педагогические кадры высших и средних учебных заведений. Эти группы потребителей информации могут быть разделены в соответствин с дифференциацией отдельных участков профессиональной деятельности. Так, в группе исследователей можно выделить ученых-теоретиков, ведущих фундаментальные исследования, и ученых-экспериментаторов, выполняющих прикладные исследования в области естествознания.

При классификации потребителей используют и другие признаки: занимаемая должность, образование и научный ценз, стаж работы.

Весьма распространенной является группировка по должностному положению. В зависимости от него выделяют потребителей трех уровней. К первому из них относятся директора научно-исследовательских учреждений, их заместители по науке, ученые секретари. Второй уровень составляют заведующие лабораториями, секторами, отделами, группами. Третий уровень включает старших научных сотрудников, младших научных сотрудников, стажеров-аспирантов.

В соответствиис образовательным цензом следует выделить: аспирантов, сотрудников без ученой степени и кандидатов, докторов наук.

За основу классификации коллективных потребителей берут тип трудовой деятельности коллектива, отраслевую принадлежность, цели, задачи и должностные функции потребителей и прочее, либо совокушюсть признаков. В этом случае в качестве потребителей выступают, например, научно-исследовательские учреждения, учебные заведения, лаборатории, отдельные группы ученых, разрабатывающих определенную тему.

На формирование информационных потребностей влияет и уровень производства, и уровень доведения до потребителей библиографической ииформации: чем выше уровень производства, тем выше потребность в ней.

Нередко потребитель выражает свои потребности в соответствии с теми возможностями, которые предоставляет ему библиотека или орган ннформации. Например, наличие системы ИРИ может не только активизировать ее использование абонентами, но и определить потребность в ней у специалистов, не состоящих на индивидуальном обслуживании. Систематическое проведение дней ииформации, как правило, поддерживает постоянный интерес к ним потребителей информации. Осознание специалистами преимуществ автоматизированных ИПС, обеспечизающих полноту и оперативность информирования, обусловило рост потребностей в этих системах, а следовательно, и их активное внедрение в практику. При этом хорошее качество библиографического обслуживания также стимулирует потребности в библиографическон информации, в то время как нерелевантное информационное обеспечение снижает заинтересованность специалистов.

Особую роль играет библиографическая грамотность специалиста. Исследователи в большей мере, чем производственники, осведомлены о системе библиографического информирования и лучше в ней ориентируются. Это существенно повышает степепь использования ими и библиографической информации.

Информационные потребности специалистов любой отрасли знания сложны по своей структуре и представляют совокупность потребностей в первичных документах, в сведениях о первичных документах, т.е. в библиографической информации, а также в фактографической и концептографической информации.

(Книги Е. В. Иениша «Библиографический поиск в научной работе» (1982г.) и Г. Б. Паршуковой «Методика поиска профессиональной информации» (2006 г.), статья на образовательном портале ПГУ «Библиографическое пособие в научной деятельности»).

Первоочередное внимание уделено определению самого базового понятия, характеристике основных видов, методов, форм и средств библиографического обслуживания.

14.1. ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ВИДЫ БИБЛИОГРАФИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

Несмотря на наличие ГОСТов, общепринятого определения этого важнейшего процесса библиографической деятельности пока нет. Например, ГОСТ 7.0-84 определяет библиографическое обслуживание как процесс доведения библиографической информации до потребителей. На наш взгляд, такое понимание не отражает существа этого важнейшего библиографического процесса. В литературе можно встретить и другие точки зрения на этот счет и, естественно, другие терминообозначения. Мы не будем отказываться от нормативно и официально утвержденного термина "библиографическое обслуживание", но дадим свою интерпретацию его определения. Оно должно быть приближено к дефиниции самой библиографии, данной в том же ГОСТ 7.0-84. Другими словами, не просто "доведение библиографической информации до потребителей", а именно доведение ее в целях удовлетворения информационной потребности. Следовательно, библиографическая информация не самоцель, а лишь средство для целенаправленного удовлетворения потребности в любой нужной информации.

В специальной литературе можно встретить термины, где слово "доведение" заменено на "обеспечение". Может быть, в этом направлении и надо думать о совершенствовании термина "библиографическое обслуживание". Тем более, в самом ГОСТ 7.0-84 при определении одного из видов библиографического обслуживания - библиографического информирования - говорится именно об "обеспечении библиографической информацией".

Существует и еще одна терминологическая проблема. Дело в том, что информационные потребности, в том числе и библиографические, раскрываются в форме информационного запроса, т.е. текста, выражающего на естественном языке необходимость в определенной информации. Правда, в ГОСТ 7.0-84 библиографический запрос определяется как "требование на библиографическую информацию, поступившее от потребителя в организацию, осуществляющую библиографическое обслуживание". Но в любом случае запрос не всегда точно выражает информационную потребность, чаще всего, из-за наличия индивидуальных лингвистических и логических особенностей изложения, терминологической неоднозначности и т.п. С этим и связано введение в библиографическую эвристику (теорию информационного поиска) такого понятия, как критерий смыслового соответствия в процессе (режиме) "запрос - ответ". По этому критерию выделяются два варианта соответствия: в том случае, если основное смысловое содержание ответа соответствует запросу, речь идет о релевантности, релевантном ответе; в случае соответствия информационной потребности - пертинентности, пертинентном ответе.

Как видим, понятия релевантности и пертинентности библиографического обслуживания не эквивалентны, они пересекаются, но не совпадают одно с другим. В силу субъективности процесса "запрос - ответ" необходима определенная формализация его. В частности, на основе существующих ныне искусственных языков (ИПЯ) создается как бы в определенной степени формализованный заменитель запроса - поисковый образ запроса (ПОЗ). Для его формирования используются заглавия и оглавления (содержания) документов, индексы и предметные рубрики действующих библиографических классификаций (УДК, ББК и т.п.), ключевые слова (дескрипторы), взятые из соответствующих тезаурусов и дополненные синонимами, видовыми и ассоциативными терминами из других словарей, но во всех случаях соотносимыми с текстом информационного запроса потребителя. Порой возникает необходимость в обращении к самому потребителю с просьбой уточнить свой запрос и дать перечень синонимов, ассоциативных терминов и других формулировок запроса. Все это будет способствовать достижению точного и полного смыслового соответствия "запрос - ответ", т.е. получению не только релевантного, но и пертинентного ответа.

Нам важно отметить, что именно характер запроса - постоянный (долговременный) или разовый - является ведущим критерием для выделения двух основных видов библиографического обслуживания: библиографическое информирование и справочно-библиографическое обслуживание. Используются и другие типологические критерии для систематизации действующих и возможных видов библиографического обслуживания. Так, по хронологическому признаку выделяют текущее и ретроспективное библиографическое обслуживание, по содержательному - библиографическое, документальное и фактографическое, по числу потребителей - индивидуальное и коллективное (групповое, массовое и т.п.), по функциональному - рекомендательное и т.д. Современные информационные технологии открыли новые возможности для библиографического обслуживания, с чем связана тенденция, с одной стороны, к его универсализации, а с другой - растущему разнообразию самих запросов, форм и средств их реализации. В действующем ГОСТ 7.0-84 выделены два вида библиографического обслуживания - справочно-библиографическое и библиографическое информирование. Ими мы и ограничим в дальнейшем наше изложение.

14.2. СПРАВОЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

Согласно ГОСТ 7.0-84 оно определяется как "библиографическое обслуживание в соответствии с разовыми запросами потребителей информации". Такие запросы могут носить самый различный характер: начиная от сведений фактографического и тематического характера, наличия и местонахождения запрашиваемых документов и кончая предоставлением самого документа или его копии. Наиболее широко распространенной формой ответа на запрос является библиографическая справка. Отсюда и само название рассматриваемого вида библиографического обслуживания.

Особый случай справочно-библиографического обслуживания (СБО) - "библиографическая консультация", когда в ответ на разовый запрос даются советы по самостоятельному использованию путей и средств библиографического поиска. В практике крупных библиотек и органов НТИ сложилась уже стереотипная форма выдаваемой справки относительно консультаций, например: "Нужный Вам материал можно найти в... разделе каталога (картотеки) или в... библиографических пособиях, где поиск интересующей Вас информации целесообразно проводить следующим образом...".

Библиографическая консультация дается обычно на следующие виды запросов: а) письменный запрос поступил из другой библиотеки, где имеются все необходимые библиографические источники для успешного поиска по данному запросу; б) запрос дается в целях получения информации для работы над диссертацией, дипломной или курсовой работой; в) по теме запроса есть определенный, не вызывающий особых затруднений при использовании потребителем, библиографический источник; г) запрос связан с интеллектуальным видом досуга (решение кроссвордов, викторин, участие в конкурсах и т.д.); д) необходим сплошной просмотр многих выпусков конкретного текущего библиографического издания за большой период времени.

Важно отметить, что библиографическая консультация может быть дана вместо библиографической справки по всем видам запроса. Считается, что это полезно для пользователя, так как он становится непосредственным участником библиографического поиска, проявляет большую активность и приобретает опыт библиографической работы.

Сложилась определенная совокупность наиболее часто используемых видов библиографической справки: уточняющая, тематическая, адресная и фактографическая. В частности, уточняющая библиографическая справка (УБС) устанавливает и (или) уточняет элементы библиографического описания, которые отсутствуют или искажены в запросе. П.Н.Берков в своей монографии "Библиографическая эвристика" называет такую библиографическую работу "поиском недостающего звена". Подобные запросы относятся к наиболее сложным и трудоемким. Алгоритм поиска на уточнение приведен в учебнике "Библиографическая работа в библиотеке".

Следует учитывать и типичные ошибки в уточняющих запросах потребителей. Основными из них являются следующие: а) искажения фамилии автора (замена одной буквы на другую, сходную по начертанию или близкую по звучанию, искажение инициалов, женскую фамилию путают с мужской и т.д.); б) сокращения и неточное название книг, периодических изданий; в) представление переводчика, составителя, редактора, иллюстратора как автора книги; г) неверно указаны год издания, издательство; д) авторскую работу приняли за коллективную и наоборот; е) представление названия статьи, раздела, главы книги, частного заглавия тома или выпуска многотомного издания как названия самостоятельного произведения или издания; ж) отсутствие наименования коллектива в продолжающихся изданиях, материалах симпозиумов, конференций и т.д.; з) неточный перевод на русский язык названия зарубежного издания.

Тематическая библиографическая справка содержит библиографическую информацию по определенной теме (ГОСТ 7.0-84). П.Н.Берков называл такую библиографическую работу "подбором литературы по данному вопросу". По имеющимся данным, такие справки занимают ведущее место в СБО, составляя 50-80% от всех библиографических справок, выдаваемых библиотеками за год [Библиографическая работа в библиотеке. С. 170]. В указанном учебнике подробно изложена методика выполнения тематических справок, включающая следующие этапы: прием запроса; изучение темы запроса, определение круга и последовательности просмотра источников; библиографический поиск, отбор, группировка материала и оформление тематической справки.

Наибольший интерес здесь представляет классификация тематических справок по степени сложности или трудоемкости выполнения. Показатели категорий сложности приведены в табл. 19. Выделяются три категории сложности в зависимости от целевого названия справки; круга и характера использованных источников библиографического поиска; принципа выявления и отбора литературы; способов библиографической группировки; объема выданной библиографической информации; формы справки (устной или письменной).

Адресная библиографическая справка устанавливает наличие и (или) местонахождение запрашиваемого документа в определенном фонде (ГОСТ 7.0-84). Первым условием ее выполнения является точное и в необходимой степени полное библиографическое описание документа. Естественно, если такового нет, то сначала проводится уточняющий поиск. Второе условие - определить соответствующий фонд библиотеки и органа НТИ, используя имеющиеся каталоги и картотеки непосредственно или их издания. При отсутствии нужного документа в данном фонде приходится обращаться к сводным каталогам (например, сводному краеведческому каталогу, сводному каталогу книг на иностранных языках, сводному каталогу периодических изданий, получаемых библиотеками и органами НТИ), летописям и ежегодникам РКП, МБА и т.д. В конечном итоге потребитель должен получить полное и точное описание нужного документа с указанием его нахождения в фондах библиотек страны.

ГОСТ 7.0-84 не включает такого понятия, как "фактографическая библиографическая справка", видимо, на том основании, что фактография не является якобы делом библиографии. Фактографическая справка представляет собой ответ по существу запроса: сообщение точной даты, цифры, цитаты, изложение концепции, определение термина и т.п. Соответственно фактографический поиск предполагает выявление самих фактов, данных, а не сведений о документах, где эти факты содержатся. Так писал Н.Н.Щерба в учебнике "Библиографическая работа в библиотеке", и тут же оговаривал: "Поэтому данный поиск не является библиографическим, но в библиотеках традиционно относится к справочно-библиографическому обслуживанию" (выделено нами. - А.А.Г.). Мы придерживаемся другой точки зрения: выполнение фактографических справок - прямая обязанность библиографа. Конечно, они требуют от него эрудиции, хорошей профессиональной подготовки, знания круга необходимых для фактографического поиска библиографических источников. Более того, без библиографических сведений о документах они становятся недоступными, а без документов нельзя найти и соответствующие факты.

Для выполнения фактографических справок используются прежде всего энциклопедии, словари, справочники, фактографические картотеки (цитат, знаменательных дат, свойств, параметров и т.п.). Но всегда имеются запросы по фактам сегодняшней жизни, которые еще не нашли отражения в справочных изданиях. Поэтому библиограф вынужден обращаться непосредственно к текущей литературе. Здесь помощь ему может оказать обращение к специалистам. Наконец, желательно, чтобы фактографическая библиографическая справка сопровождалась и необходимым библиографическим списком, что позволит потребителю убедиться в достоверности приведенных сведений, а также самому обратиться к первоисточникам.

Фактографические запросы составляют значительную часть всех запросов, особенно в библиотеки и информационные органы научно-технического профиля. В этом отношении новые возможности открываются в связи с созданием АИС разного назначения. Другими словами, СБО во всем своем разнообразии получает возможность использовать помимо традиционных устной и письменной (печатной) электронные формы выдачи информации (непосредственно на экране компьютера, в виде дискет, оптических дисков и т.п.).

14.3. БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ИНФОРМИРОВАНИЕ

Согласно ГОСТ 7.0-84 библиографическое информирование (БИ) определяется как "систематическое обеспечение библиографической информацией в соответствии с долговременно действующими запросами и (или) без запросов". В библиографической литературе можно встретить и еще один термин - "информационно-библиографическое обслуживание" [Библиография: Общий курс. 1981. С. 447-462]. Оба термина неудачны. Выручает лишь сам критерий не разового, а долговременного или постоянного запроса. Другая особенность БИ связана с характером самого потребителя. В ГОСТ 7.0-84 выделены три разновидности БИ в зависимости от категории потребителя. Индивидуальное БИ осуществляется с учетом индивидуальных информационных потребностей, т.е. постоянно действующего запроса отдельного потребителя. Групповое БИ - по запросу группы потребителей, выделенной по определенному признаку, члены которой имеют близкие по содержанию информационные потребности. Массовое БИ ориентировано на широкий круг потребителей информации.

В учебной литературе [см., напр.: Библиография: Общий курс. 1981. С. 447-473; Библиографическая работа в библиотеке. С. 134-165] указанные три разновидности БИ объединяют в две: недифференцированное (массовое) и дифференцированное (индивидуальное и групповое). С учетом специфики рассмотрим их отдельно.

Одной из самых распространенных форм массового БИ является издание информационных бюллетеней, в которых сведения о поступивших в библиотеку (орган НТИ) изданиях располагают в определенном порядке (чаще всего систематически). Главное, чтобы эти бюллетени обеспечивали оперативность обслуживания и сводили к минимуму информационный интервал (время от поступления изданий в библиотеку до отражения их в очередном номере бюллетеня). Оптимальным считается ежемесячное издание бюллетеней с информационным интервалом, не превышающим полутора месяцев.

Однако не все библиотеки и органы НТИ имеют возможность издавать такие бюллетени. Поэтому соответствующие списки новых поступлений вывешивают у стола выдачи литературы. Или заменяют списки картотекой, размещая ее на столе выдачи либо рядом с каталогами. Другой выход из положения - использование средств массовой информации: местной периодической печати, радио- и телепередач. Главное, чтобы это носило постоянный характер, использовались известные потребителю рубрики типа "Книжная полка", "Новые книги", "Ученый, который знает все" (о реферативных журналах).

Эффективной формой ознакомления с новыми поступлениями является проведение "Дней информации", "Дней специалистов", выставок-просмотров. Регулярность проведения "Дня информации" зависит от объема новых поступлений. Поэтому устанавливается заранее какой-либо день в неделю, 2-3 раза в месяц, один раз в месяц. "День специалиста" организуется для определенных категорий потребителей - экономистов, учителей, инженеров и т.д. Выставки-просмотры организуются не только для показа новых поступлений, но и на определенную ретроспективу. Важно, что указанные мероприятия сопровождаются консультациями, устными обзорами и т.п.

Следует также учитывать роль, которую играют в массовом БИ издания текущей библиографии: летописи и ежегодники РКП, издания библиографической информации, экспресс-информации, реферативной информации (особенно РЖ) органов ГСНТИ и др. Тем более что на эти издания существует подписка и при желании потребитель может заказать полнотекстовую копию, перевод интересующего его документа.

Сущность дифференцированного БИ заключается в том, чтобы обеспечить для специалистов возможность постоянного слежения за вновь появляющейся литературой с минимальными затратами времени, предоставляя им сведения обо всех нужных источниках информации с необходимой степенью полноты. Определяющим моментом для такого БИ является установление круга обслуживаемых специалистов, выявление их информационных потребностей с учетом не только тематического профиля их интересов, но и должностного, функционального статуса, научно-производственной и информационной активности, этапности выполнения научных исследований и специфики производства, образовательной подготовки, индивидуально-психологических особенностей и т.д.

Обычно запрос на информацию формулирует сам потребитель, заполняя специально для этого предназначенный опросный лист. Практика многих библиотек и служб НТИ подтвердила целесообразность ведения двух особых картотек. Одна - алфавитная картотека абонентов - содержит сведения о каждом из них (место работы, должность и т.п.) и названия заявленной темы или тем. Она предназначена для учета абонентов и посылаемых им извещений о литературе. Вторая - алфавитно-предметная картотека запросов - состоит из карточек с названиями тем и перечнем лиц, которых данная тема интересует. С ее помощью собирают литературу по каждой теме и определяют абонентов, которым необходимо направить оповещение.

Способы оповещения различны в зависимости от конкретных условий и возможностей. Обычно посылаются письменные сообщения на специальных бланках, используется телефон. Применяются и специальные картотеки-накопители, шкафы с ячейками для каждого индивидуального или группового потребителя. В этом случае важно наладить регулярное посещение абонента соответствующей библиотеки или органа НТИ. Абонент знакомится с накопленной информацией и делает заявку на заинтересовавшие его документы, может уточнить свой запрос.

Наиболее прогрессивной формой дифференцированного БИ считается система избирательного распространения информации (ИРИ). Основное ее свойство - наличие постоянных запросов потребителей и обратной связи между потребителями и библиографической службой. В настоящее время действуют как ручные, так и автоматизированные системы ИРИ. Ручные системы обслуживают небольшое число абонентов (30-50) на основе специально разработанного рубрикатора (перечня тем), в совокупности охватывающего определенную узкую область знания. Потребители отмечают в нем те рубрики, которые соответствуют их профессиональным информационным потребностям. Обычно каждой предметной рубрике присваивается условный цифровой код, которым индексируются и запросы, и вводимые в систему документы. Это облегчает определение необходимого числа карт для рассылки абонентам.

Этот же принцип положен в основу автоматизированных систем ИРИ. Отличие заключается в том, что сформулированные на естественном языке запросы переводятся на ИПЯ данной системы (в большинстве случаев дескрипторный) и вводятся в память машины, образуя массив поисковых образов запросов (ПОЗ). Вводимые в систему библиографические описания документов также индексируются на том же ИПЯ и образуют массив поисковых образов документов (ПОД). Машина производит сравнение ПОЗ и ПОД и в случае их совпадения на выходном устройстве печатает на естественном языке библиографическую информацию в виде списка документов с указанием абонентов, которым он должен быть направлен.

Система ИРИ обслуживает как индивидуальных, так и коллективных абонентов. Но считается, что именно обслуживание индивидуальных абонентов является основной задачей системы ИРИ, поскольку только в этом случае могут проявиться все преимущества этих систем. Для обеспечения полноты и точности БИ потребителям направляются сигнальные карты с аннотированными или реферативными библиографическими списками. Из копий таких карт комплектуются картотеки, необходимые для последующего отбора запрашиваемых абонентами первоисточников и для использования в других видах БИ (например, ретроспективного). Вместе с сигнальными картами как их составная часть абонентам направляется талон обратной связи для оценки ими получаемой информации. В каждой системе ИРИ эти оценки разрабатываются с учетом особенностей ее функционирования, а также специфики тех организаций, в которых такие системы внедряются.

В самом общем виде эти оценки ранжируются следующим образом (предлагается обвести кружком нужную цифру):

5 - ценная, будет использована в работе, внедрена;

4 - представляет интерес;

3 - известна ранее, из других источников;

2 - не представляет интереса;

1 - не соответствует теме запроса;

0 - необходима копия первоисточника, перевод.

Абонент, отметив одну из оценок, возвращает талон обратной связи в библиографическую службу, где он становится основанием для определения показателя точности (релевантности) БИ, выявления необходимости в корректировке планов комплектования фондов, уточнения постоянного запроса и т.д. Эффективность использования системы ИРИ не означает, что все другие формы БИ не должны быть задействованы. Важно использовать все возможное разнообразие библиографического обслуживания в оптимальном комплексе.

Библиографическое обслуживание является заключительным этапом в процессе библиографической деятельности. Теперь начинается новый цикл ее, где библиография в лице своих служб выступает в качестве обратной связи для производства новой библиографической информации в целях удовлетворения возникающих информационных потребностей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Русская библиография в своем становлении и развитии прошла путь в несколько веков. Он отмечен разнообразными опытами и достижениями, некоторые из них и до настоящего времени не потеряли своего научного и практического значения. К таковым можно отнести "Опыт российской библиографии" В.С.Сопикова, "Литературу русской библиографии" Г.Н.Геннади, "Критико-биографический словарь" С.А.Венгерова, "Среди книг" Н.А.Рубакина и др. К началу XXв. в России сложилась достаточно разветвленная система библиографии, где наряду с государственными учреждениями особую роль играли Академия наук, вузы, научные общества. Свой вклад внесли и специально созданные Русское библиографическое общество при Московском университете и Русское библиологическое общество в Петербурге. Усилиями нескольких поколений русских дореволюционных библиографов были разработаны основы науки о библиографической деятельности - теперь библиографоведение. В этой связи особенно примечательны труды В.Г.Анастасевича, В.С.Сопикова, Н.М.Лисовского, А.М.Ловягина, Н.А.Рубакина и др. В своем развитии библиография была неотделима от русской культуры, системы народного образования, науки, искусства, промышленности. Более того, во многом она способствовала их эффективному развитию.

К сожалению, в годы сталинизма многое из накопленного опыта было утрачено, не получило дальнейшего совершенствования. И все же нельзя не отметить и определенные новации. В первую очередь, это касается созданной в 60-е годы ГСНТИ, важнейшей частью которой стала библиография. Правда, последняя сейчас в условиях перехода к рыночным отношениям переживает определенный кризис. Идет трудный поиск новых решений, новых форм и направлений библиографии. В частности, продолжают активно работать такие федеральные центры ГСНТИ, как РКП, ВИНИТИ, ИНИОН, такие крупные библиотеки, как РГБ, РНБ, ВГБИЛ и др. В наш информационный век необходимость в овладении библиографическими знаниями и современными средствами производства, распространения и использования библиографической информации является обязательной не только для специалистов, но и для каждого человека. Поэтому важно и сохранить уже достигнутое, и двигаться вперед.

В этой связи существует ряд проблем, которые или еще не решены, или трудно решаются. Прежде всего, отсутствует достаточно обоснованная и убедительная наука о библиографии. Хотя ее относительная самостоятельность была осознана уже в начале XXв., но до сих пор множатся все новые и новые подходы, в основном не совместимые между собой, а главное - отрицающие необходимую историческую преемственность, уже сложившиеся тенденции и закономерности. В частности, история русской дореволюционной библиографии создана в трудах Н.В.Здобнова и М.В.Машковой, а вот истории советской библиографии до сих пор в монографическом исследовании и изложении нет. Это и ведет к тому, что в библиографии отсутствует необходимая для ее практики методика. Последняя монография "Методика библиографической работы" Е.И.Шамурина была издана в 1933 г. В результате, даже при наличии государственной стандартизации, уровень методического обеспечения библиографической деятельности очень низок.

Еще одна нерешенная проблема - это система библиографической терминологии. Да, имеется специальный ГОСТ 7.0-99, но каждая новая редакция его (их было уже три) как бы заново решает эту проблему. Один пример: в предшествующей редакции 1977 г. была попытка определить основные виды библиографии. В действующей редакции такой раздел отсутствует, но в названиях соответствующих библиографических пособий прежние терминообозначения остались.

Далее, мы одна из немногих цивилизованных стран, которая до сих пор не имеет своего репертуара книги. Другими словами, книжное дело в нашей стране действует вслепую. Отсюда некоторая односторонность в российском репертуаре книги, отсутствие необходимой и целенаправленной поступательности в развитии. Правда, есть определенные успехи в создании репертуара русской периодической печати. Здесь обеспечена нужная преемственность, хотя полного свода в виде, скажем, многотомного издания по образцу труда Н.М.Лисовского тоже нет. Вообще не решается еще более трудная задача - репертуар публикаций в российской периодике. Сейчас, в условиях современной информационной технологии, эта проблема также может быть эффективно решена.

Россия уже с дореволюционных времен активно участвовала в международном библиографическом сотрудничестве, начиная с деятельности Международного библиографического института в Брюсселе. В настоящее время большинство программ такого сотрудничества осуществляется при ЮНЕСКО. И важно, чтобы участие в них нашей страны активизировалось, что, естественно, плодотворно скажется и на развитии русской библиографии. Особенно это существенно в плане грядущей тотальной компьютеризации информационной деятельности. В этом отношении мы несколько отстали, поэтому должны принимать как данное свое участие в системах "Интернет", "Юнимарк" и др. Главное, чтобы с учетом нашей российской действительности довести до конца создание своей национальной системы - ГСНТИ. И последнее: до сих пор не существует специальной подготовки кадров библиографов с высшим образованием. Обычно библиография входит в учебные планы других специальностей - издательских, книготорговых, библиотечных и прочих работников. На наш взгляд, именно компьютеризация информационных процессов в современном обществе еще в большей мере требует специалистов, знающих и умеющих эффективно и качественно осуществлять логическую переработку документальной информации, готовить соответствующие библиографические пособия, вести все виды библиографического обслуживания. Поистине: тот, кто владеет библиографией, владеет информацией, кто владеет информацией - владеет миром.


Самое обсуждаемое
Как превратить старый Mac в дешевый VPN-сервер Как превратить старый Mac в дешевый VPN-сервер
Как на ноутбуке включить touchpad Как на ноутбуке включить touchpad
Бесплатные программы для Windows скачать бесплатно Бесплатные программы для Windows скачать бесплатно


top